Рецензия на фильм "Мстители: Эра Альтрона"

Фильм: "Мстители: Эра Альтрона"

avengers-age-of-ultron-review

Эра Попкорна

Помнится, в аудиокомментариях к "Серенити" опытный режиссёр Джос Уидон рассказывал фанатам о том, как приходится в своем кино экономить ресурсы на спецэффектах, адаптировать свои фантазии под низкий бюджет (30 миллионов долларов для космовестерна – смешные деньги), дабы зритель всё же смотрел дорогой фильм, но снятый за копейки. Ещё тогда Уидоном в комментариях было отмечено, что большие бюджеты выветривают оригинальность из замысла, то есть уничтожают аутентичность сюжета, превращая фильм в фабульный аттракцион. Ведь у автора развязаны руки, он может ввести в фильм пошлую буквальность, в наше время олицетворяющуюся в спецэффектах. Нет больше нужды уделять внимание так необходимым в хорошем кино полутонам, которые обычно пробуждают в зрителе фантазию, способность домысливать.avengers-age-of-ultron

С "Эрой Альтрона", да и с первыми "Мстителями" Уидон и сам попал в ловушку большого бюджета. Казалось бы, всё хорошо сложилось, актёрскому составу должен завидовать любой режиссёр на планете, спецэффекты круче, чем у Майкла Бея, музыка великая, а замысел почти библейский. Не будем говорить и о сборах, которые развеяли все сомнения относительно будущего франшизы. Надо признаться, что даже ваш покорный слуга не обнаружил подвоха, настолько был ошарашен зрелищем.
avengers-age-of-ultron

Но время проходит, и многое меняется. На экраны вышли также марвеловские "Стражи Галактики", глупый комикс с абсурдными персонажами и ситуациями, но комикс, обладающий заветным и неуловимым Mojo. "Стражи Галактики" - фильм, пронизанный тёплым кассетным звуком, льющимся из Walkman главного героя, и сентиментальностью, такой же тёплой и нелепой как в картинах Спилберга и позднего Тарантино, но непонятно по какой причине, близкой и притягивающей. И фраза "Мы есть Грут", и обилие шуток, и даже неизменные для голливудского фильма понты главных героев - всё это сплелось и связалось, и вызвало близкое по "Звёздным войнам" ощущение, когда на экране наблюдаешь магию. Четвёртый эпизод лукасовской саги, в 90-е смотрелся (да и сейчас смотрится) на паршивом советском телевизоре и в гнусавом переводе Володарского в стократ лучше, чем любые новые "Стар Треки" и "Торы". И вот тот фильм от Marvel вплотную приблизился к этому чувству. При этом, можно вспомнить безумства, вытворяемые на большом экране бывшими братьями Вачовски, которые не всем придутся по душе, но которые по уровню дискурсивности оставляют далеко позади обоих "Мстителей".
avengers-age-of-ultron

"Эра Альтрона", чья история трактуется уже некоторыми критиками в библейском ключе, из той серии фильмов, где создатели замахиваются на что-то великое, задают значимый вопрос. Уидон не жалеет сил, на то, чтобы придать своему замыслу максимальной эпичности, не забывает он и про фирменный юмор, но добавляет его в свой фильм в гомеопатических дозах. Диалоговые элементы, так радовавшие в "Серенити" скукоживаются до нескольких эффектных выходов, спецэффекты уже перестают цеплять (будем честны, ими даже в 3D давно уже можно удивить разве что ребёнка, который на "Мстителях" захлебнется от восторга).
avengers-age-of-ultron

Возгласы в зале положительные, но это быстро забывается, а Тони Старк и компания, погруженные в грохот саунда Дэнни Эльфмана, быстро выветриваются из памяти, в отличие от енотика, деревца etc. а также шлягера "Hooked on the feeling", давным-давно замеченного Тарантино, и позаимствованного "Стражами Галактики". Так, задав серьезный вопрос, Уидон отвечает на него в том же духе, в каком на серьёзные вопросы в кассовом кино отвечают все голливудские ремесленники. Не тихонько, намеками и полутонами, как и подобает настоящему художнику, а во всю глотку, так чтобы слышно было на другом конце Вселенной. Орёт о том, что в человечество стоит верить, что дружба и любовь - это лучшее, что было придумано землянами, и именно поэтому их нужно спасать. Но его интонация не стоит и маленького отрезка "Стражей", "Серенити", "Хранителей".avengers-age-of-ultron

Это просчитанный, равномерно пропечённый продукт в яркой обёртке, вроде того попкорна, который вы загружаете в себя в кинозале, и для того, чтобы он вставил до конца, нужно затариться ещё и пивом. Вот тогда "Мстители" прокатывают, но также прокатывает и "Тор", или, "Новый Человек Паук" - которые были вовсе не выдумками Уидона (а в новых "Мстителях" он и сценарист, и режиссёр, т.е. почти полноправный автор). А талантливый человек наглядно расписывается перед фанатами в том, что превратился в ещё одну студийную акулу, из тех, что когда-то губили его собственные проекты, акулу, которой необходимо производить лишь попкорн, ибо в противном случае есть риск не получить денежку в кассу, как происходило, например, у затейников Вачовски.avengers-age-of-ultron

An internal server error occurred.