Рецензия на фильм "Битва за Севастополь"

Фильм: "Битва за Севастополь"

bitva za sevastopol review

Hit and Miss

Найти исчерпывающую информацию о Людмиле Павличенко в интернете не представляется возможным. Всё, что мы можем о ней узнать, это данные об официальном количестве поверженных целей, да карьерную информацию вкупе с небольшими биографическими подробностями. Остальное очень сильно похоже на сочинённые любителями статьи с информацией, почерпнутой из советских газет. Поэтому фильм в большей мере представляет собой вольное размышление на тему того, что же происходило в жизни miss Pavlichenko.bitva za sevastopol

Сценаристы с тщательностью подошли к воссозданию возможных взаимоотношений между Павличенко и другими героями, сумев обойтись практически без штампов, сделав персонажей живыми. Этому во многом помогло и то, что создатели показывает события отнюдь не только военные, уделяя внимание и довоенной жизни с её героями, их надеждами и мечтами.
bitva za sevastopol

Российские кинематографисты часто пытаются дать ответ Голливуду, но, по причине полного отсутствия самодостаточности, ответ получается, как правило, неполноценный. Но режиссёр и (прежде всего) оператор Сергей Мокритский сумел снять намного более целостное кино, чем удавалось до этого множеству эпигонов Голливуда. Он с успехом сумел нарядить фильм во внушительные одежды военного блокбастера и не забыл о драматургии. Операторская работа и монтаж у фильма идеальные, боевые сцены действительно выглядят дорого и достоверно (пусть и не без эстетства).
bitva za sevastopol

Многие сцены врезаются в память надолго, например, сцена под музыку Вуди Гатри, когда персонажи Циганова и Пересильд отстреливаются от нацистов. Или сцена самолётного налёта на отступающий в Севастополь корабль, гружённый ранеными. На этот раз без михалковской задницы, но в лучших традициях Майкла Бея. При этом, нужно отметить, в фильме нет явной сюжетной дичи. Да, подробности биографии Павличенко, её личная драма, в фильме выдуманы, но этой выдумке далеко до "Батальона" с его неуместными сценарными экзерсисами.
bitva za sevastopol

Вопреки заявленному, фильм, прежде всего, не о битве за Севастополь, которой практически не выделяется экранного времени (она упоминается в качестве коротенького воспоминания о трагических событиях, наступивших после отбытия Павличенко с фронта). Большую часть времени Севастополь выступает ареной, на которой происходит личная битва Павличенко со страшным туманом войны, застилающим в человеке всё человеческое.
bitva za sevastopol

Это об отношениях обычных людей. Ведь индивидуальность военного человека раскрывается на войне лишь в межличностных отношениях, которые нам не дано узнать из хроники. А сквозь оптику снайперского прицела героиня разглядывает не только фашиста и врага, но и людей, чей разум также застлан туманом. Хотя, как и во многих военных фильмах, режиссёр не выносит оправдательных приговоров нацистам. Венчает бессловесные рассуждения страшная сцена, в которой маленькая девочка с ненавистью во всем своем существе зачитывает знаменитый стих Константина Симонова. Не говоря уже об общем бекграунде с тележками трупов и вывернутыми кишками, то и дело попадающими в поле зрения объектива.bitva za sevastopol

История, как и в случае со "Сталинградом", подана в форме флешбека. В данном случае - это воспоминания бывшей первой леди США Элеоноры Рузвельт, проникшейся симпатией к Людмиле Павличенко. Действие развивается не только на войне, но и на территории Соединённых Штатов, куда снайпер, уже в качестве делегата, была послана с дипломатической миссией: склонить общественное мнение Америки в пользу открытия западного фронта. Тут уже громче и созвучнее высказывание о том, что из любого человека в войну делают символ или исполнителя, сводя его жизнь к примитивной функции. И жена президента США тоже представляет собой ту же самую функцию. Однако здесь люди-функции как скелеты обрастают плотью человеческого в тот момент, когда им приходится строить реальные взаимоотношения, а не перебрасываться между собой заученными на политинформации штампами.bitva za sevastopol

В итоге фильм не оправдал того позиционирования, которое ему пытались дать российские рекламщики (героический эпос, без тени рефлексии), на деле став созвучным нравственным ответом коллективному Голливуду: "Рядовому Райану", "Несломленному", "Ярости". Фильм рассуждает о метаморфозах, происходящих с военным человеком. Это не ново для военного кино, тем более советского, в котором тема эта довольно часто поднималась. Но для российского кино, которое стало использовать совершенно иные визуальные формы, этот фильм стал знаковым. Далеко не "20 дней без войны" (тем более без амбиции стать им), но уже и не плосковатый "Сталинград".bitva za sevastopol

An internal server error occurred.